[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 1997 год ] [ "Аномалия" ] [ поиск ]

Аномалия No 16(148), 1 сентября 1997


Многие "религиозные" чудеса вполне можно отнести, по крайней мере по внешним признакам, к группе "полтергейстных". Одно из них - плачущие иконы. Судите сами: "что-то" (слезы, масло, кровь...) материализуется "ниоткуда" и появляется на иконе. Как, например, вода на полтергейстных квартирах. С другой стороны, полтергейст происходит при сильном психическом напряжении членов семьи или другой группы. Религиозные феномены - при совместной молитве, которая требует не меньшего напряжения психических сил. Возможно, что и физические основы феномена одинаковы. И уж наверняка можно использовать одинаковые методы исследования.

Об одном из таких чудес, правда, получившем вполне рациональное объяснение - мы и хотим рассказать. Интересен прежде всего подход эксперта к проблеме, который позволил без всяких технических средств, при помощи только логики и наблюдательности, найти разгадку этой запутанной истории.

Джо Никелл, Общество скептиков, США "Плачущая икона"

комментарии к феномену Огромное число паломников приходит ежегодно в церковь Богоматери в Торонто, где плачет икона Святой Девы.

В сентябре 1996 года комиссия по научному исследованию паранормальных феноменов при газете "Toronto Sun" пригласила меня в Канаду, чтобы я помог в исследовании получившего широкую известность феномена "плачущей иконы". Меня представили репортерам канадских газет, которые вошли в комиссию и прямо из аэропорта доставили к "месту происшествия" - греко-православной церкви Богоматери в восточном округе Торонто.

Исследователи из "Toronto Sun" заранее договорились с церковными служащими, что наша группа сможет исследовать икону начиная с 23 часов, и к назначенному времени мы прибыли в церковь. В добавление к ночному запасу кофе и сэндвичей, я положил в свою сумку фотоаппарат, сменную оптику, небольшой стереомикроскоп с изменяемой базой, пипетки для отбора проб, индикаторную бумагу и разные подобные мелочи.

Прибыв в церковь, мы думали начать наши специальные исследования, но увидели не пустынный ночной храм, а длинную очередь паломников, вытянувшуюся в ночи. Я остался ждать снаружи, пока репортеры узнавали, не взяли ли служители обратно свое обещание разрешить нам эксперименты с иконой. Мне предложили проводить исследование, не обращая внимание на обстановку. Репортер "Sun" греческого происхождения опасался, что моя аппаратура вызовет недовольство присутствующих, но его коллега Скот Магниш возразил, что меня здесь никто не знает (для него это поход не был мудрым решением, учитывая отклики, поступившие на его критическую статью в последнем номере местной газеты). Я переложил приборы из объемистого чемодана в пакет и поднялся по ступеням вместе с фотографом "Sun" Крайгом Робертсоном, миновал леди, собиравшую плату за вход (два доллара пятьдесят центов), показав журналистское удостоверение, и вошел внутрь.

В церкви было ужасно жарко. Паломники ходили по кругу, по очереди склоняясь перед иконой Богородицы с младенцем, пока вновь пришедшие не занимали место присутствовавших. Табличка на английском гласила: "Пожалуйста, не прикасайтесь к иконе Девы Марии". Не желая нарушать запрет, я обратился к священнику с просьбой отобрать образец "слез" для исследования, но тот отказался. Напоминание же о том, что руководители храма сами разрешили проводить любые эксперименты с иконой, он проигнорировал.

Висевшая перед иконой масляная лампа частично закрывала лицо Мадонны, но перемещаясь из стороны в сторону и наблюдая таким способом блики от поверхности картинки, я сделал несколько интересных выводов.

Во-первых, икона была серийной фотокопией, а не оригинальной картиной, написанной масляными красками.

Во-вторых, "слезы" не текли из глаз Мадонны, а находились вверху, на голове.

В-третьих, одна из четырех капель, бывших на иконе, образовала устойчивое пятно, которое не стекало и было "подозрительно маслянистым", как я написал в отчете для газеты "Sun".

Слезы или любая другая вода должны были бы быстро испаряться в жаркой атмосфере церкви. Невысыхающее масло (вероятно, оливковое) давало запах и блестело часами. В течение четверти часа я наблюдал образ - это не были слезы. Наконец я увидел - капли разбрызгивала висевшая перед иконой масляная лампа! (На фотографии вы видите ее в правой руке священника - это не обычная лампада, а действительно масляная лампа. Если ее фитиль плохо прикручен, она действительно "плюется" горячим маслом, что я быстро проверил дома при помощи чашечки с подсолнечным маслом и фитиля из марли - прим. переводчика).

После долгих препирательств я упросил настоятеля, преподобного Иеронимуса Катсеаса, убрать масляную лампу, чтобы можно было произвести подробный осмотр и фотографирование иконы. Катсеас взял лампу в одну руку, а в другой держал зажженную свечу, закрывая лицо Мадонны. Фотограф Робертсон все же ухитрился зайти с другой стороны и сделать несколько фотографий.

В последовавшей статье Скота Магниша и двух его коллег было процитировано мое резюме: "Это был хороший карнавал со слезами". Я был весьма возмущен тем, что святые отцы нарушили свое обещание предоставить икону для экспериментов, ибо совершенно зря проделал неблизкий путь в Канаду, рассчитывая встретиться с действительно интересным феноменом, а не с грубой подделкой. "Мне казалось, чудеса могут выдержать легкий скептицизм", - констатировал я, жалея, что не удалось заполучить для исследований образец настоящих чудесных слез.

по материалам журнала "Skeptical Inquirer", N 2, 1997


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]

ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ