[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 1998 год ] [ "На дне" ] [ поиск ]

На дне No 33 1996 г.

АЛЕКСАНДРА МАРИНИНА КАК ЗЕРКАЛО РУССКОГО ФЕМИНИЗМА
Диалог Маши и Иры И. Ц Я не читаю детективы, кроме детективов Марининой. Их я поглощаю запойно. Прикончив очередной опус, бреду к ларьку и покупаю новую дозу популярной писательницы. В моем случае этот феномен сравним только с феноменом DOOM, который не отпускает тебя до тех пор, пока не пройдешь все.

М. Ц А я читаю детективы постоянно. И, на мой взгляд, Маринина Ц это среднее, в меру увлекательное чтиво. Но Ц очень утешительное. Для незамужних девиц, старых дев и женщин трудной судьбы, которые к тому же не очень хороши собой (а таких, как известно, большинство).

Автор раздвоился на петербуржского следователя и писателя Татьяну Томилину и московского следователя Настю Каменскую. Первая является воплощением эмоциональной, а вторая Ц интеллектуальной сущности автора. Обе эти дамы несовершенны физически, но с какой любовью описывает автор 95 кг живого татьяниного веса и блеклость и костлявость настиной фактуры. После этого и к себе начинаешь лучше относиться.

И. Ц Не только к себе, но и вообще к жизни. Да, ее лирические героини дефективны с мужской точки зрения: одна Ц "толстая корова с поросячьими глазками", другая Ц белесая и невзрачная оглобля. Обе бездетны и почти незамужем. Но обе же сверхпрофессиональны, интеллектуальны, образованны,умны, самостоятельны, популярны и талантливы.

Настя Каменская Ц это не просто следователь на Петровке. Это ее Ум, Честь и Совесть. Прежде всего, конечно, Ум. Аналитический центр. Все прочие, от коллег до начальства Ц просто рабочие пчелы, разлетаются каждое утро по Москве, собирают информацию, а к вечеру приносят ее Насте, которая при помощи своего компьютера информацию систематизирует, анализирует и в два счета вычисляет преступника. Ее мощный интеллект в сочетании с новыми технологиями и нравственным совершенством подчиняет себе коллег, начальство, мафию. Благодаря ей справедливость всегда торжествует и добро побеждает. Она есть гарант торжества справедливости. Даже если, как в "мужских играх" или "игре на чужом поле", все обстоятельства и вся государственная власть против нее. И если сосредоточиться только на этой линии в романах Ц отношении Каменской с ее профессиональным окружением, то детектив превращается в научно-фантастический роман. Вырисовывается модель идеального феминистического общества, возглавляемого богиней или даже киборгом женского рода. Но это тот просвечивающий скелет, который замечают настроенные таким образом читатели. Если ближе к прозе жизни, то героини Марининой на каждой странице убедительно доказывают, что "женщина Ц лучший человек". Нет нужды осуществлять традиционную женскую программу: замужество, дети, семейный очаг Ц можно быть счастливой и самодостаточной и уважаемой без этого.

М. Ц Да, это читать приятно. Думаешь, вот ведь женщина, а как хорошо пошла. Ее и читают, наверное, женщины.

И. Ц Говорят, да. У нее такой новорусский народный феминизм Ц зеркало умонастроений. Социальные перемены в стране больно ударили по женщине, по ее самооценке. Как пишет известная эстонская радикалка Мара Тралла "Женщина в советском обществе была тягловой лошадью,... но она была Героиней. После 1991 она получила возможность стать домохозяйкой. Ее муж теперь делает деньги, много денег... А она должна теперь учиться тому, как быть привлекательной в постели и как пользоваться тампонами и прокладками. Но она перестала быть Героиней. Она стала куклой Барби на фабрике красоты..." Вот против такого восприятия женщины в новорусском обществе и восстает героиня Марининой. Она остается Героиней Труда. И ее все любят и уважают за это.

М. Ц И судьба ее вознаграждает. Выходит замуж в 36 лет и не за кого попало, а за молодого и выдающегося профессора математики, который отказывается от самых выгодных заработков за рубежом только ради того, чтоб остаться в Москве и жить с милиционером.

И. Ц Он, Муж, воплощает собой идеальный образ жены: верный, трудолюбивый, выдержанный, умеющий создать уют и выслушать партнера.

М. Ц И с детьми как удобно. Томилиной достается сразу способная и любящая 8-летняя девочка в придачу к новому молодому, красивому и сильному мужу.

И. Ц А фамилии у них какие! Из девичьих грез. Мы в детстве, когда играли называли себя танями, катями, настями и дашами с романтическими и благородными фамилиями типа Томилина, Волконская, Каменская.

М. Ц Фамилии-то благородные, а живут они по-плебейски убого. Едят в кухне, книг не читают, о высоком не говорят, с детьми не занимаются, домашних скотинок не держат. Только работа и беспокойный сон.

И. Ц Кажется, у автора что-то со вкусом. Она часто пишет о том, как ее любимая героиня выглядит. Когда героиня хочет выглядеть роскошно, она надевает брюки и черную ангорскую кофту с кулоном. Откуда это? Да с вещевого рынка у станции метро. Интересно, это ее личное представление о прекрасном или это концептуально Ц поближе к вкусам широких масс читателей?

М. Ц Думаю, концептуально. Так же, как и умеренный шовинизм-национализм. Все положительные герои носят русские фамилии, а все нерусские принадлежат отпетым негодяям. Мрачный мафиози Ц Арсен, гнуснейшая патологическая убийца Ц старуха Вальтер, осведомитель и наемный убийца Ц Нурбагандов.

И. Ц Я спросила у одной звезды художественной сцены "Как ты с таким дремучим сознанием стал звездою?" Ц "Так потому и стал",- был ответ. Маша, ты очень начитанная барышня. Как ты оцениваешь литературное дарование Марининой?

М. Ц Средний текст. Это тебе не Хэммит с Чандлером, которые помимо увлекательного сюжета демонстрируют великолепный язык и различные художественные приемы. Маринина не владеет стилем. Она просто хорошо пересказывает. Так пересказывают фильмы, книжки. Так пишут статьи в газетах.

И. Ц А мне даже нравится непритязательность этой прозы. Опущено все, кроме сюжета. Лишних деталей нет. Если вдруг где-то мелькнет ружье, так можно быть уверенным, что оно выстрелит. Исключительно рациональная проза.

М. Ц Я стыжусь смотреть сериалы. А Маринину мне читать не стыдно. Срабатывает какой-то психологический механизм. Хотя все это одно и то же. Те же бесконечные серии (тома) длиною в жизнь, те же невероятные совпадения, двойники, краденые дети, психопатологические страсти и вечная любовь. Я встречала интеллектуалов, которые с вызовом читают Маринину. А как же без вызова-то читать? Неловко.

И. Ц А почему неловко? Одна моя знакомая заболела депрессией и доктор прописал ей уколы, бег по утрам и ежедневный просмотр сериалов.

М. Ц Да, Маринину хорошо читать в ванной. Да и не только в ванной. Но вот книжки Ц тоненькие. Денег жалко. Поэтому я и считаю: она не очень хороший автор. Иначе нам денег было бы не жалко.

Ирина Актуганова


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ