[ предыдущая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 2001 год ] [ "Невское время" ] [ поиск ]

Невское время No 104(2564) 14 июня 2001 г.

Столкновение в небесах - последствия и предположения
В Санкт-Петербурге продолжается расследование причин авиакатастрофы, случившейся в минувшее воскресенье во время авиашоу на военном аэродроме в Левашово. Напомним, что в тот день в результате столкновения в воздухе двух машин (дозвуковые учебно-боевые самолеты L-39 "Альбатрос" чехословацкого производства) один из пилотов, 42-летний Сергей Максимов, погиб.

Летное происшествие случилось во время демонстрационного полета пилотажной группы "Русь". По свидетельству очевидцев, столкновение машин под пятым и седьмым номерами произошло в 17.24, в тот момент, когда семерка самолетов выстраивалась в фигуру "крест". Самолеты столкнулись на высоте в несколько сотен метров в стороне от аэродрома, и оба упали в заболоченном лесу, не причинив вреда никому из многочисленной публики.

Что же касается пилотов, то одному из них, майору Воронко, удалось катапультироваться, и уже вскоре его целым и невредимым обнаружили спасатели. Почему сразу же не катапультировался и второй пилот, теперь остается только догадываться - быть может, он потерял сознание в момент столкновения? Сотрудники из регионального поисково-спасательного отряда, по прошествии приблизительно четырех часов обнаружившие в лесу в районе деревни Новоселки тело Сергея Максимова, свидетельствуют, что тот, по всей видимости, уже у самой земли все-таки предпринимал попытку катапультирования. И оно даже в такой критической ситуации могло бы спасти летчика: ведь катапульта выбрасывает кресло пилота приблизительно на 70-метровую высоту - худо-бедно, но парашют успел бы раскрыться. Но, увы, в данном случае этого не произошло: по свидетельству спасателей, из укладки не вышел даже вытяжной купол, не говоря уже об основном.

Можно предположить, что нормальному катапультированию помешала необычная траектория падения машины - так называемый плоский штопор. Это когда самолет, падая, не сваливается в крутое пике, а, вращаясь, все время сохраняет положение своего фюзеляжа относительно параллельным земле. В таком случае фонарь кабины пилота, автоматически открывающийся за секунду до срабатывания катапульты, могло и не сорвать с корпуса самолета встречным потоком - не хватило напора воздуха. Понятное дело, что в этом случае эффективное катапультирование невозможно - пилот попросту разбивает себе голову о фонарь кабины.

И картина, которую застали спасатели на месте падения самолета, свидетельствует, что так оно, скорее всего, и было. По их словам, и кресло пилота, и тело Сергея Максимова находились в десятке метров от рухнувшего на брюхо и сломавшего при падении поваленное дерево самолета. А по другую сторону от него валялся разбитый, видимо, при неудачном катапультировании фонарь кабины.

Так ли, как попытались мы здесь обрисовать, развивались трагические события на самом деле, или как-то иначе - еще предстоит выяснить специальной комиссии. Как предстоит ей разобраться и в причинах, приведших к столкновению самолетов в воздухе. Но, по крайней мере, уже сейчас с достаточной долей вероятности можно предположить, что вины самих пилотов в произошедшем нет. Ибо уж слишком невероятной представляется версия, согласно которой столкновение случилось по неосторожности одного из летчиков: и полетный опыт, и классность у асов из пилотажной группы "Русь" явно не та, чтобы допускать подобные оплошности. К тому же и многочисленные свидетели видели (и этот факт удалось запечатлеть на любительскую видеокамеру), как перед столкновением один из самолетов внезапно загорелся и резко пошел вниз.

А потому логично предположить, что причиной происшествия, скорее всего, послужила техническая неисправность одной из машин. Не совсем понятно только, что же лежало в ее основе - ведь самолеты эскадрильи "Русь" никак нельзя отнести к числу изношенных: ни одна из них не выработала и половины своего полетного ресурса. К тому же перед каждым выступлением они проходят тщательную предполетную подготовку. Не могло быть допущено и повреждение самолета по неосторожности или из озорства - перед началом выступления никто из посторонних (из публики, собравшейся на авиашоу) к самолетам допущен не был.

Поэтому в данном случае остается грешить лишь на столкновение самолета с... обыкновенной птицей - они, как известно, частенько становятся причиной разного рода аварийных ситуаций в воздухе, особенно когда полеты проходят на небольшой высоте. Иначе поневоле придется предположить почти невозможное. А

именно: что в ходе предполетной подготовки была допущена или определенная небрежность, или же, не приведи Господи, сознательная диверсия.

В авиатранспортной прокуратуре, которая и занимается расследованием воскресной авиакатастрофы, нам, сославшись на нехватку времени, вчера отказались дать какие-либо комментарии. Однако, судя по тому, что вчера по левашовскому происшествию было возбуждено уголовное дело по статье 263, часть 2, УК РФ (нарушение правил эксплуатации... воздушного... транспорта, повлекшее смерть человека), там не исключают и двух последних версий.

Александр СЕЛИЦКИЙ


[ предыдущая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ