[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 1997 год ] [ "Невское время" ] [ поиск ]

Невское время No 214(1617) 22 ноября 1997 г.

Белла МАНЕВИЧ:
Хочу быть просто художником Эту выставку можно назвать сенсационной, хотя ни замысловатых инсталляций, ни дерзких перформансов на ней не выдают.

Пришедшие в Дом кино на открытие персональной выставки Беллы Маневич увидели великолепную живопись. И это было открытием...

Всю свою творческую жизнь, начиная со студенческих вгиковских лет и по сегодняшний день, Белла Маневич работает в кино. Она придумала и осуществила оформление к десяткам картин, половина из которых, как теперь говорится, шлягеры, а несколько фильмов - выдающиеся произведения отечественного кино: "Н

еоконченная повесть", "Дело Румянцева", "Дорогой мой человек", "Горизонт", "День счастья", "Белое солнце пустыни", "Здравствуй и прощай", "Старший сын", "Женитьба", "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Зимняя вишня".

Большую часть этих лент Маневич создавала в счастливом союзе со своим мужем Исааком Капланом. О них говорили чаще всего как об одном художнике, как бы через дефис - "Каплан-Маневич". На самом деле под этой "шапкой" существовали две равно яркие, неповторимые индивидуальности, два замечательных живописца. Но шумное и трудоемкое кино заслоняло их несуетные вдумчивые холсты.

Теперь после того как минувшей весной Исаака Каплана не стало, их живопись выходит из кинотени и занимает свое законное место.

...Питерские дворы, мосты, крыши, парижские уличные кафе, провинциальные микрорайоны и подмосковные деревеньки, улицы Вильнюса и площади среднеазиатских городов, арабские кварталы в Израиле и снова Фонтанка, Летний сад - вот миры Беллы Маневич. разные годы, разные мысли и ощущения. Целая жизнь.

Вроде бы не броско, не ярко. Но стоит приглядеться, как сразу услышишь звуки, запахи, шумы. "Это тоже Париж" - да какой-то непарижский. Темно-зеленые, бутылочного стекла крыши, приземистые дома и стены, что-то основательное, вечное. Но под самой крышей распахнуто окно мансарды и на подоконнике ярко-красные цветы. А на тротуаре перед домом женщина в ярко-красном платье, может быть, спешит в ту мансарду, к тем цветам. Сюжет. Но не киношный, а чисто живописный.

А вот другой сюжет. Нетуристский зимний Летний сад. Оцепенелая стылость деревьев. Красиво и грустно. Еще один сюжет - другая грусть. "Распутица". Хлябь проселочных дорог. Серо-черный мрачный колорит. Не то чтобы кричащая безысходность, но знакомая всем тягота родимой жизни.

А рядом поразительная серия израильских пейзажей. "Красная земля Израиля" - первозданная сухость этой земли, вместе с неистовой вангоговской, фальковской насыщенностью цвета.

И снова домой в петербургские дворы, в которых для художницы нет ни унылости, ни грязи. Есть неброское разноцветье стен, своя тихая поэзия, свой мир полный многозначного смысла.

На открытии собственной выставки Белла Маневич сказала: "Хочу быть просто художником...". Ей это удалось - стать просто очень талантливым, глубоким мастером-живописцем.

Александр УРЕС На снимке: Б. Маневич. Зимний двор. 1963.


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ