[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 1999 год ] [ "Невское время" ] [ поиск ]

Невское время No 36(1917) 27 февраля 1999 г.

ООН нужны реформы
Константин ХУДОЛЕЙ, профессор, декан факультета международных отношений СПбГУ: Международные отношения на пороге третьего тысячелетия переживают довольно сложный этап. И те изменения, которые происходят сейчас, продлятся не один год, а может быть, даже и не одно десятилетие.

После Второй мировой войны международные отношения определяла ялтинско-потсдамская система. Ее основными чертами были договоренности трех великих держав, выигравших Вторую мировую. Эти государства - прежде всего Соединенные Штаты Америки и Советский Союз (Англия отошла постепенно на второй план) - признали определенные сферы влияния друг друга. И в течение длительного времени, за исключением отдельных аспектов, договоренности сохраняли силу и никто не вторгался в чужую зону влияния. В то же время ялтинско-потсдамская система вызывала возмущение многих стран, чья роль таким образом значительно принижалась. К тому же неотъемлемой чертой ялтинско-потсдамской системы была холодная война, гонка вооружений, достигшая действительно критической черты, и постоянная напряженность.

Новое мышление, которое провозгласили Горбачев и Шеварднадзе, было призвано к цивилизованному демонтажу ялтинско-потсдамской системы и замене ее на многополярный мир. Эта идея довольно часто прослеживается в последних документах внешней политики Советского Союза. Но цивилизованного демонтажа не получилось - система рухнула, причем за довольно короткое время. С одной стороны, это означало конец холодной войне, что было, безусловно, положительным моментом, с другой - окончание противоборства двух систем привело к резкому росту тех конфликтов, которые прежде сдерживались, сжимались в какой-то степени благодаря существованию внешнего врага. Обострились межнациональные, этнические, религиозные и другие противоречия, о которых мы просто забывали в предшествующие годы, думая только о глобальной конфронтации двух общественно-политических систем.

Теперь болезни вышли наружу. И выяснилось, что эффективного механизма для того, чтобы сдерживать и тем более решать конфликты, на данном этапе не существует. Более того, эти конфликты проявились в тех регионах, которые всегда считались относительно спокойными. Кому, допустим, в 70-е годы могло прийти в голову, что кровь польется не где-то в Азии или Африке, где постоянно тлеет огонь локальных конфликтов, а в Европе? Разве можно было представить, что местом локальных войн станет значительная часть Южной Европы на Балканском полуострове?

Неудивительно, что сегодня один из самых актуальных вопросов международной политики - поиск наиболее эффективных путей преодоления этих конфликтов. Какую роль может играть мировое сообщество в решении подобных проблем - вопрос весьма неоднозначный, так как сегодня существуют противоположные точки зрения на то, как будут развиваться международные отношения на базе двухполярного мира. Позиция одних заключается в том, что двухполярный мир должен быть заменен многополярным миром. И эта идея присутствует в ряде документов внешней политики Российской Федерации и ряда других стран. С другой стороны, иногда раздаются голоса (хотя надо сказать, что и в США единогласия на этот счет нет), что есть лишь одна сверхдержава, которая и призвана определять политику на международной арене.

Какая из этих тенденций устоится к началу XXI века - предсказать в настоящее время достаточно сложно, поскольку мир действительно пришел в несколько необычное движение. Так же как трудно сказать, насколько правы эксперты, предсказывающие, что, возможно, во второй половине XXI века произойдет возврат к двухполярному миру. Причем место одной из великих держав пророчат Китаю, который успешно справился с реформами и сегодня развивается, двигаясь вперед семимильными шагами. Однако не все столь единодушны во мнении о будущем этой страны. Скептически настроенные эксперты замечают, что Китай переживает совсем не такие хорошие времена, как это может казаться внешне. И делают совершенно другой прогноз: в Китае разразится внутренний кризис, и его постигнет судьба СССР, особенно те районы, которые являются национальными, - они могут отделиться. Поэтому в то время, когда одни говорят о возвращении в будущем столетии к двухполярности, другие убеждают в необходимости внимательнее читать китайский опыт 20 - 30-х годов.

Заглядывать так далеко довольно трудно, но то, что на данном этапе международные отношения вступили действительно в переходную стадию, - сомнений не вызывает.

В связи с этим встает вопрос об изменениях не только во внешней политике крупных государств, но и, естественно, о реформе отдельных международных организаций. И прежде всего - Организации Объединенных Наций. ООН была, безусловно, одним из важных элементов ялтинско-потсдамской системы международных отношений. И с крахом системы ее эффективность заметно снизилась. Организация Объединенных Наций оказалась, по сути, бессильной в решении целого ряда международных проблем. Давайте скажем так: те удары, которые наносили американская и британская авиации по Ираку, больше всего ударяли по авторитету Совета Безопасности ООН. И Ирак, и атакующая сторона нарушали резолюции Совета Безопасности. Обе стороны продемонстрировали свою позицию, проигнорировав Устав ООН.

Что ж, вполне закономерно можно сделать вывод о том, что старые правила, когда пять держав - постоянных членов Совета Безопасности, пять стран, имеющих ядерное оружие, могли определять в значительной степени международную политику, в настоящее время уже практически не действуют. И не будут, очевидно, действовать и дальше, так как ядерное оружие сегодня есть не только у этих пяти государств, но и у Пакистана, у Индии, а возможно, и еще у некоторых стран, которые просто не провели пока испытаний. Во-вторых, в XXI веке все в большей и большей степени вопрос о мощи державы будет определяться не только и не столько ее военным, сколько экономическим потенциалом. А с этой точки зрения в мире появились новые экономические гиганты, такие как Европейский Союз. Пока он не дошел до той степени интеграции, чтобы считаться единым, но как раз введение евро приближает подобное единство. Сегодня же речь идет о Германии и Японии - странах, которые были побеждены в годы Второй мировой войны, но сейчас превратились в настоящих экономических гигантов. Следовательно, в этих условиях должен встать вопрос о расширении Совета Безопасности и увеличении роли этих держав, в том числе в принятии международных решений. Позиция, что Устав ООН не реформируем, безусловно, устарела.

Этот документ был в значительной степени рассчитан на согласие нескольких стран, а по сути сводился к диалогу двух великих держав. Случаи, когда Китай, Франция или Англия самостоятельно принимали вето, - единичны.

Другое дело, что и такая мера сама по себе вряд ли повысит в должной мере эффективность влияния Организации Объединенных Наций. Ее влияние на международные дела будет ограничено, так как ООН в последнее время свой авторитет потеряла. Этот факт имеет особое значение для нашей страны. Советский Союз был одним из основателей международной организации, и Россия унаследовала его почетное место, все права, привилегии и даже скидку при уплате членских взносов. Однако с падением авторитета ООН снижается и влияние России.

Международной организации необходимы довольно серьезные реформы, но это тот вопрос, ответ на который должен определяться в ходе переговоров. Желательно, чтобы она действовала не только на основании мандатов правительств, но и в большей степени имела народную поддержку. Сегодня такой поддержки практически нет. В 60 - 70-е годы на Западе все респектабельные политические партии в своих предвыборных манифестах указывали, что они ставят своей целью поддержку ООН, ее Устава и деятельности. Нынче подобных деклараций все меньше и меньше.

Наверное, не стоит пугать друг друга приближением третьей мировой войны. Однако силы, которая выступала бы гарантом безопасности на планете, сегодня действительно нет. Тем более актуален вопрос создания системы, которая обеспечила бы большую стабильность в международных отношениях.


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ