[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 1999 год ] [ "Невское время" ] [ поиск ]

Невское время No 195(2077) 16 октября 1999 г.

Белла КУРКОВА
Нравственность не может устареть (В поисках другого телевидения) Имя Беллы Курковой в общественном сознании всегда тесно увязывалось с ленинградским-петербургским телевидением. И после ее ухода на Российский канал отношение к ней осталось прежним: питерский зритель продолжал считать Куркову своей и удивлялся ее отсутствию в эфире. Люди останавливали популярную хозяйку "Политического Олимпа" на улице, засыпая вопросами: "Что вы? Где вы?", - чтобы услышать в ответ: "Я теперь только чиновник". Ныне ситуация изменилась: в эфир вернулся и "Политический Олимп" вместе с его бессменной ведущей, и другие "пятиколесники" - уже с новыми программами, которые заняли свое законное место в сетке Российского телевидения - специально для жителей Петербурга.

Мы уже подробно писали о том, что являет собой петербургский телеблок на РТР, и сегодня о перспективах и неизбежных трудностях в продвижении нового проекта мы говорим с его автором и создателем Беллой Алексеевной Курковой, которая при всей своей нелюбви к газетным интервью сделала исключение для "Н

евского времени".

- Белла Алексеевна, вас не удивляет, что многие горожане до сих пор считают вас сотрудником петербургского телевидения?

- Это потрясающая штука! Мне всякий раз приходится объяснять, что государственное телевидение в нашем городе существует сегодня только в лице дирекции "Санкт-Петербург": мы закрываем на РТР те отрезки, которые "закрывают" по всей стране государственные региональные телекомпании.

- До сих пор не все понимают, в чем, так сказать, родовое отличие вашего канала, скажем, от ТРК "Петербург"...

- Мы - телевидение не коммерческое, а стало быть, не ангажированное. Люди, которые здесь работают, - государственники по определению. Мы не умеем работать в коммерческом ТВ: пробовали - не получилось. Частное или "полугосударственное" телевидение вынуждено "продавать" свой информационный продукт подороже, отсюда склонность к криминальным сюжетам и "чернухе": позитивный материал считается "невыигрышным". Хорошие новости, таким образом, стали дефицитом - и не только в петербургском эфире. Нам хочется вернуть в обращение спокойную повествовательную интонацию, дать людям надежду и силы выстоять среди трудностей нашего вечного "переходного периода". Жизнь-то у человека одна, и он не может потратить ее без остатка на ожидание.

Открывает наше вещание в 17.30 канал "Люди. Годы. Жизнь": название книги Ильи Эренбурга прекрасно "легло" на концепцию этой программы, призванной возродить питерскую духовность. Часто речь в ней идет о судьбах интеллигенции - людях, которые как-то "растворились" без остатка в нынешней жизни. Я вновь увидела эти лица, которые успела забыть, на похоронах Дмитрия Сергеевича Лихачева: какие-то обветшавшие, но сохранившие достоинство и гордую осанку, люди эти чередою шли пешком от станции Комарово до кладбища (путь неблизкий) и потом обратно... Необходимо написать этот коллективный портрет истинного российского интеллигента - пока еще есть с кого писать. Наша дирекция не зря все эти годы дружила с Лихачевым: позиции наши во многом совпадали. Замечая дурное, надо говорить о добром: мы и в питерском выпуске "Вестей" делаем упор на хорошие новости. Наши пятнадцать минут в эфире мы держимся в рамках питерского материала: о России и загранице и без нас скажут в основном выпуске "Вестей". А в 21.30 скоро будет выходить спецрепортаж - с аналитикой, с журналистским расследованием. Но основой нашей программной политики останется по преимуществу позитивная информация.

- "Питерский блок" на РТР, на взгляд строгого критика, пока еще несет на себе следы некой поспешности. Видно, что концепция его еще далеко не завершена...

- А мы и не скрываем, что пока находимся в поиске. Любой телевизионный проект запускается не меньше чем за полгода, лучше - за год: финансирование, декорации, поиски авторов... А мы запустились... за месяц. Решение о питерском "окне" принято было в Москве очень быстро, и мы поняли: если не запустимся немедленно - в эту нишу войдет кто-нибудь другой, а в нашем эфире и без того достаточно проектов, наносящих сознанию людей непоправимый ущерб. Во всяком случае, второго Доренко мы у себя никогда не потерпим.

У нас подбор ведущих совсем другой: думаю, мы можем ими гордиться. Они пережили вместе с нами самый тяжелый период безденежья, не поддавшись соблазну перейти на "богатые" каналы. Антона Губанкова, который ведет у нас ежедневную аналитическую программу "За и против", приглашали в Москву - ведущим вечерних, самых престижных "Вестей". Безусловно, там и денег, и славы было бы куда больше. Но Антон остался с нами и сейчас готовит свой собственный большой воскресный проект, о котором вы скоро узнаете. Вместе с Антоном работают талантливые молодые ребята - Володя Обухович, сын известного документалиста, ведает публицистическим вещанием, а ... Таги-Гусейнов занимается информацией. С бывшего пятого канала к нам перешел Игорь Страхов, который в обстановке доброжелательного внимания раскрылся совсем по-новому. Талантливо работает Зина Курбатова - внучка Д. С. Лихачева, художница по образованию, она ведет на канале тему культуры... Так что "пятиколесники" трудятся в одной упряжке с молодыми, которые никак не испортили "карповскую породу", а наоборот - добавили новые краски к творческому портрету канала. А они, в свою очередь, дорожат доброй атмосферой, которая стала традицией студии на Карповке, и возможностью роста. Здесь никто никого не подсиживает, а чужим успехам умеют радоваться.

- Многие заметили, что питерское "окно" отличает сегодня классная "картинка"...

- К нам пришла со студии документальных фильмов целая армия великолепных режиссеров и операторов, так что даже московские профессионалы нам теперь по-хорошему завидуют. Вообще, "переходный" период, время эксперимента имеет свои прелести: мы ни на чем сегодня не настаиваем, ничего не унифицируем, критерий один - качество. Мы всем дали возможность выразить себя, но если что-то получилось плохо - сюжет тут же слетает в корзину. Мы при всей своей бедности пока можем себе это позволить, поскольку накопили солидный багаж за время работы на канале "Культура". Можно при необходимости без ущерба для художественного контекста ставить в эфир повторы наиболее удачных программ - "С потолка" или "Боярский двор"...

- А как обстоят дела с финансированием и как вы намерены распределять денежные потоки?

- Основную часть средств мы намерены тратить на гуманитарные проекты, "политика" у нас будет стоить куда дешевле. Деньги уже получены, в том числе и на строительство новых помещений: уже закончен проект надстройки пятого этажа и новой студии. Пока "Вести" выходят с Карповки, а для остальных "живых" передач мы арендуем здание на Аэродромной, которое принадлежало прежде 51-му каналу.

- Судя по всему, перспективы перед вами открываются светлые, но ведь не бывает движения вперед без точек преткновения.

- Как ни странно, главной проблемой, которая тормозит это самое движение, стал дефицит свежих идей. Это проблема телевидения в целом, не только нашей дирекции, хотя по объему оригинального вещания мы сегодня перекрываем бывший 5-й канал. Приглашать для привлечения аудитории крупных телезвезд нам пока не по карману - цену они себе назначают заоблачную и, соответственно, в твердой валюте. По той же причине мы отказываемся пока и от возможных совместных проектов. Допускаю, что мы за последние годы просто "отстали от жизни", сознательно избегая модных профессиональных тусовок. Но должна с сожалением отметить, что с точки зрения журналистских, и в частности телевизионных, идей Питер сегодня - это большая провинция. Отток "мозгов" и крепких профессионалов в центр - на ОРТ, НТВ, меньше на российское телевидение (оно победнее) - сделал свое дело.

Если вернуться к материальной стороне вопроса, то на шоу-программы вроде "Музыкального ринга" деньги можно найти и у нас, не отъезжая далеко, но на человечное, несуетное телевидение спонсоры вряд ли захотят раскошелиться. Кое-кто считает, что такая модель телевидения устарела, но, на мой взгляд, нравственность не может устареть. "Столичность" телевидения не может определяться количеством бодряческих ток-шоу и частотой мелькания на экране поп-звезд с сомнительной репутацией. Телеэкран разучился доверительному общению со зрителями, и зритель нынче мстит ему чисто потребительским - как к мылу, пиву, дешевой жвачке - отношением.

- Сегодня много говорят о провинциальном телевидении как неисчерпаемом кладезе невостребованных талантов и идей.

- Это правда: с нашей программой "Российский курьер" мы объехали все регионы страны и убедились в том, какие интересные там есть тележурналисты, но у нас нет возможности пригласить их сюда для постоянной работы, а связь на расстоянии - дело, как говорится, архисложное. Хотя одну девочку в редакцию информации из Иркутска мы все-таки взяли.

Пытались мы и использовать региональный материал для своих передач, но выяснилось, что он с питерским не монтируется. Более того - часто вступает с ним в противоречие. Очень уж конкретная у нас задача - вспахать питерскую ниву. Странно звучит, но дело это - совсем новое. Ведь и ленинградское телевидение в лучшие свои времена работало в основном на московском материале: не слишком обласканные в ту пору центральным телевидением Любимов, Высоцкий, Демидова впервые во весь голос заявили о себе именно в ленинградском эфире.

"Пятое колесо" уже потом стало по преимуществу политическим, а сначала это был художественно-публицистический канал. Так и получилось, что мы больше знаем о Москве, чем о Петербурге. А он стал - да и был всегда, наверное, - городом "многослойным". Есть тайный, никому не ведомый Петербург - город бомжей, детей улицы и просто одиноких, брошенных всеми людей. У них - свой мир, своя жизнь, которая течет параллельно, мало где пересекаясь с привычным для обычного петербуржца существованием. Об этом тоже надо говорить - и не скороговоркой в криминальной хронике, а размышляя и сопереживая. И об этом надо не просто думать - надо что-то делать сообща, не оставаться глухими свидетелями, мы и без того слишком разобщены сегодня. Тема единения, милосердия - не показного, а действенного - станет одной из главных тем нашего канала.

Мы сделали первый шаг - создали передачу "Биржа для стариков", чтобы помочь пенсионерам найти дополнительный заработок. Но это задача локальная, нужно смотреть шире - сделать программу, которая стала бы в городе элементом организующим. Ведь одинокие старики умирают в своих квартирах не столько иза отсутствия денег, сколько из-за недостатка тепла, общения: некого послать за лекарством, не с кем поговорить. А что, если бы в каждом районе был свой клуб для пожилых одиноких людей, где они могли бы встречаться, делиться радостями и печалями?..

Когда мы говорим о новом телевидении, мы имеем в виду даже не технику нового поколения, не новые жанры - все жанры по большому счету уже давно придуманы. Мы говорим о телевидении, отличном от других по качеству отношений со зрителем.

Беседовала Татьяна ПОЗНЯК


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ