[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 2000 год ] [ "Невское время" ] [ поиск ]

Невское время No 34(2157) 24 февраля 2000 г.

Памяти Виктора Рейхета
Ленинградский мотив ...Красный трамвай пунктиром разрывает туманную мглу ленинградских осенних сумерек. Трудолюбиво пыхтит, выскочив из-под моста, бойкий буксирчик. За флером дымов - привычный "задник" классицистической архитектуры: этюд Виктора Рейхета, недавнего выпускника Академии художеств, творческой мастерской В. М. Орешникова (1959 год) "Ленинградский мотив".

Весьма неприметный мотив, так, ничего особенного. Только удивительно, как точно - вплоть до ощущения звуков, запахов - прочувствован в этом этюде город. Вплоть до того теплого, розоватого, знакомого до боли свечения, которое пробивается порой по вечерам под жемчужно-серым цветом мутного низкого неба и делает город уютным и домашним, несмотря на слякоть и непогодь. И еще удивительнее, что так тонко почувствовал город художник, от рождения привыкший к ярким контрастам одесских пейзажей, к сочной зелени, открытым цветам солнечного юга. Так город открывается не каждому, и здесь недостаточно только профессионализма, приобретенного в академии. Здесь и врожденный колористический дар, артистизм и, наконец, просто жизненный, человеческий опыт и зрелость.

Творческая судьба "прирожденного колориста", каковым все без исключения считали Виктора Рейхета, складывалась вовсе не из детских мечтаний о художественном призвании. Все начиналось с физмата Одесского университета, Вольского авиатехнического училища, войны и победы, которую он встретил в освобожденной Вене. И как ни странно, именно в эти жестокие годы возникло и окрепло его желание стать художником. Виктора Рейхета до сих пор помнят в стенах одной из старейших художественных школ, верных традициях реализма - в одесском художественном училище. Потом был Ленинград и академия, опыт работы с И. А. Серебряным, А. А. Мыльниковым, Ю. М. Непринцевым и, конечно, занятия в творческой мастерской В. М. Орешникова. Уже тогда, в конце 1950-х годов, складывается хорошо узнаваемая впоследствии "рейхетовская" манера - он начинает "рисовать кистью", подчиняя этюд или картину цвету и его градациям, работая сочным, широким, нервно-эмоциональным мазком. Уже тогда главным условием создания картины становится для него работа с натурой и живопись на пленэре. Рейхет - живописец состояний, романтик и вместе с тем тонкий психолог. Это покоряет до сих пор в его военных полотнах, даже в картинах, написанных на социальный, идеологический сюжет и, казалось бы, утративших в эпоху всеобщего скепсиса прежний пафос и убедительность. Человек и его состояние, оттенки переживания ситуации - тема его картин. А "состояниям" учила пленэрная живопись, натурные этюды, в которых оживают традиции классиков - В. А. Серова, К. А. Коровина.

Для студентов академии сам Виктор Рейхет уже при жизни стал классиком - приходят, рассматривают его работы, изучают "кухню" живописного процесса. Художник старой школы, он современен и на фоне всех авангардных поисков сегодняшнего искусства.

...Осенью 1999 года. Виктор Рейхет с учениками едет на этюды. Ему уже трудно ходить - давно болят ноги (а мастер привык работать стоя или расхаживая вдоль картины, как бы продолжая движение кисти движением всего тела, физически, изнутри, всем существом переживая процесс живописи). Но он не может без натуры: "В живописи нужны плоть и кровь - иначе все будет бездушно и неискренне" - это заповедь, которой он истово верен всю свою творческую жизнь, которую он завещает ученикам. Еще недавно - в феврале - он, фактически обреченный, за два дня до смерти мечтает, чтобы потеплело и можно было бы вновь выехать на пленэр, писать, вживаясь в бесконечную изменчивость света, цвета, воздуха.

Мы попрощались с Народным художником России, заслуженным деятелем искусств, профессором Академии художеств Виктором Иосифовичем Рейхетом 14 февраля 2000 года. Такой же скучноватый, серый день (словно в городе всегда сумерки), как на старом "Ленинградском мотиве" 1959-го, но "печаль светла" - художник живет в своих работах, Учитель продолжается в своих учениках.

22 февраля в 17 часов в галерее "Голубая гостиная" Санкт-Петербургского союза художников открывается персональная выставка живописи Виктора Иосифовича Рейхета, посвященная его памяти.

Ирина МАМОНОВА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ