[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 2000 год ] [ "Невское время" ] [ поиск ]

Невское время No 69(2192) 15 апреля 2000 г.

"Осторожно! Опасно для жизни!" -
такая табличка может появиться в школе для юных гениев Вот уже почти полгода как в этой школе нет практических занятий по химии. Школьная лаборатория закрыта: в кабинете провис потолок и проводить там уроки стало опасно для жизни. В лицее такое ЧП не единственное за нынешний учебный год. В октябре 1999 года обвалился потолок в столовой (повезло, что никто из лицеистов и учителей не пострадал). В январе 2000 года судьба химической лаборатории постигла кабинет английского языка. К настоящему времени школьная столовая восстановлена, но кто даст гарантию, что через месяц не провалится пол в кабинете физики или не лопнет труба отопления где-нибудь в учительской? Трещины на потолках и голая кирпичная кладка стен из-за отвалившейся штукатурки видны невооруженным глазом.

Наверное, иностранцам, которые с завистью и восхищением следят на международных олимпиадах по математике и физике за блестящими победами воспитанников и выпускников этой школы, и в голову не приходит, в каких условиях учится интеллектуальная элита России. В любой уважающей себя стране такая школа считалась бы национальным достоянием. Немногие школы принесли российскому образованию столько славы и уважения, как физико-математический лицей Э 239.

Здесь учатся одаренные дети - талантливые физики и математики. Именно они завоевывают большинство дипломов и призов на городских и российских олимпиадах по математике, физике, информатике и по химии, кстати, тоже. Практически из них состоит российская команда школьников, которая участвует в международных соревнованиях по этим предметам. И там, за рубежом, ученики лицея доказывают всему миру, что 239-я школа не просто одно из лучших учебных заведений в России. Ее преподавателей и учеников смело можно назвать нашим национальным достоянием. В течение многих лет лицей вырабатывал свою методику обучения гениальных детей и воспитал тех, кем теперь гордится вся страна. Среди выпускников лицея - такие известные математики, как Юрий Матиясевич, Николай Широков, Андрей Суслин.

Поступить сюда можно, только выдержав прямо-таки вузовский конкурс: 7 - 8 человек на место. При школе существует математический центр, где занимаются дополнительно те, кому "мало" углубленной школьной программы (8 - 9 часов в неделю), и ребята из других школ. 239-й лицей, как магнит, притягивает к себе юных математиков со всего города. Поэтому неудивительно, что победители разного уровня олимпиад и конкурсов по математике, физике, химии, информатике чаще всего оказываются учениками лицея - "штатными" или "нештатными" (то есть теми, кто занимается в математическом центре).

Ученики из 239-й школы без проблем поступают в престижные вузы города: Институт точной механики и оптики, Электротехнический университет, математический факультет СпбГУ наполовину "укомплектованы" выпускниками лицея. Поступив в вуз, ребята из 239-й школы продолжают участвовать в олимпиадах, теперь уже студенческих. На прошедшем недавно чемпионате мира по программированию первое место заняла команда СпбГУ. Все трое победителей - из 239-го лицея. Команда СпбГИТМО, которая практически полностью состояла из выпускников лицея, заняла на этих соревнованиях второе место.

Конечно, школе помогают родители учеников, но генеральными спонсорами их не назовешь. В основном здесь учатся ребята из небогатых семей. Поэтому, когда родительский комитет впервые за всю историю школы принял решение собрать на ремонт здания хотя бы по 200 рублей, очень немногие папы и мамы смогли выкроить эту сумму из семейного бюджета. Собранных денег почти ни на что не хватило. На один только кабинет химии требуется 300 - 400 тысяч рублей. На ремонт всей школы - около двух миллионов, но учителя уже не надеются когда-нибудь отыскать такие деньги. Они мечтают спасти хотя бы химическую лабораторию, ведь из-за отсутствия там практических занятий не выполняется школьная программа. А без знания химии какие же из ребят получатся физики и математики? "До нынешнего года мы никогда не собирали деньги в фонд школы, - рассказала директор лицея Тамара Ефимова. - Мы даже не вводили форму, так как знали: не все семьи смогут себе это позволить".

"Раньше у нашего района были средства на проведение капитального ремонта в школах, - рассказывает начальник Управления образования Центрального района Тамара Александрова. - Но вот уже третий год, как на эту статью в бюджете нет денег. Такая ситуация сложилась, конечно, не во всем городе - Центральный район особенный: здесь очень много образовательных учреждений, и практически все средства, что нам выделяет город, "съедает" зарплата. Одних только детских садов 108, 64 учреждения дополнительного образования, 55 школ, среди которых большинство - лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением различных предметов, где учителям полагаются надбавки к зарплате". Администрации района остается только искать внебюджетные источники финансирования - обращаться за помощью к депутатам Законодательного собрания или просить денег у муниципалов.

От Владимира Гольмана, например, в чьем округе как раз находится 239-й лицей, школам Центрального района достанется в этом году 7 млн 350 тысяч рублей. Всего же по адресной Программе-2000 на школы депутаты ЗС выделили около 10 млн рублей. В прошлом году лицей Э239 получил таким образом 300 тысяч на ремонт столовой. В адресной программе нынешнего года на лицей выделено 100 тысяч. Эти средства должны были пойти на оборудование душевых и туалетов при спортзале. Но неожиданно произошли аварии в кабинетах химии и английского, планом не предусмотренные. "Вся проблема в том, что у комитета по образованию нет своего резервного фонда, откуда можно было бы в таких случаях взять необходимые средства", - сетует Тамара Александрова.

Глава муниципального образования муниципального округа Э79 Светлана Кириллова сказала, что лицей получит деньги из профицита принятого муниципалами бюджета, когда станет ясно, каков будет этот профицит. "Хотя помощь школам и не входит в наши функции, но, вероятно, за лето мы попытаемся что-либо сделать", - пообещала она.

А вот надежды лицея на субсидии депутатов не оправдались. Как сказала "НВ" помощник депутата Гольмана Софья Галибина, все резервные деньги уже распределены. Единственное, что можно теперь сделать, - это заново поделить финансовый пирог: дать 239-му лицею побольше денег за счет какой-нибудь другой школы.

Учителя, директор и родители продолжают поиск средств на ремонт. Вполне возможно, что найдется какой-нибудь частный спонсор, готовый финансировать лицей, - многие сочли бы за честь помочь школе с мировым именем. Но в этом случае будет очень странно, что проблемой лицея такого уровня не заинтересовались городские власти. Город школой гордится, но денег не дает.

От безысходности кто-то из учителей решил даже обратиться через Интернет ко всем, кто может помочь лицею. Но Тамара Ефимова запретила - все-таки у школы есть своя гордость Мария НАСОНКИНА Врезка: Выпускники лицея 59 раз занимали почетные места на международных олимпиадах и принесли школе 230 дипломов всероссийских олимпиад. Пять раз из десяти 239-й лицей побеждал в Фестивале юных математиков ("математических боях" команд из России и стран ближнего зарубежья).

На международной олимпиаде по математике в июле 1999 года двое учеников лицея - Юрий Лившиц и Федор Петров - завоевали золотые медали. Богатый "урожай" дипломов собрали лицеисты на всероссийских соревнованиях прошлого года.

Подпись к фото Людмилы Волковой: Здание, в котором располагается 239-й лицей, можно вполне назвать памятником архитектуры. Оно построено 270 лет назад, причем именно для школы - там раньше находилась Аннен - Шуле. Учебное заведение серьезно не ремонтировалось с 1975 года. В 1993 году по плану здесь должны были сделать частично капитальный ремонт, но обещанных на это денег школа так и не увидела.


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ