[ предыдущая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 2000 год ] [ "Невское время" ] [ поиск ]

Невское время No 224(2446) 7 декабря 2000 г.

Клоун - самый добрый врач
Слово "инвалид" в переводе с латинского означает слабый, бессильный. Если вдуматься - обидное определение, тем более что на практике оно нередко оказывается несправедливым. Поэтому сейчас у нас и на Западе все чаще используют другие слова: "человек с ограниченными возможностями", "с особыми потребностями" или даже "с особыми способностями". Ведь всем известно, неспособных людей не бывает, и если даже кажется, что природа обделила талантами, значит, просто искать их нужно в другом направлении. Слабослышащий человек может стать, например, прекрасным мимом, а из эмоциональных и пластичных детей-даунят получаются просто замечательные актеры.

На этом и основана арттерапия, иными словами, лечение искусством, - современная методика реабилитации "проблемных детей". Это музыка, танец, живопись, декоративно-прикладное искусство, музейная и театральная терапия и многое другое. Вообще-то музыка в сочетании с движением использовались как лечебное средство от многих недугов еще в древние времена. Говорят, что арттерапию практиковал и Аристотель. Позже арттерапию и артпедагогику развивали Станиславский и Павлов. И все же можно сказать, что творческая реабилитация детей "группы риска" - это достаточно новое направление (сложно даже определить, чего именно - педагогики, психологии, медицины? Скорее,и того, и другого), которое дает удивительные результаты.

Недавно в Университете педагогического мастерства прошла международная конференция "Творческая реабилитация детей, подростков молодых людей с особыми потребностями", организованная университетом и Городской ассоциацией родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ). Сразу оговорюсь, детьми с "особыми потребностями" специалисты называют не только детей, ограниченных в возможностях из-за различных заболеваний, но и одаренных ребят, которые тоже попадают в так называемую группу риска. Однако в первую очередь участники конференции все же уделяли внимание помощи детям с нарушениями в развитии. На сегодняшний день таких ребят в Петербурге 19200 человек.

Специалисты - теоретики и практики, а также представители общественных организаций, родители детей, занимающихся по программам арттерапии, делились накопленным опытом и обсуждали то, какую роль играет искусство в жизни ребенка, каким должен быть хороший артпедагог и как ему следует строить занятия с "особенными" детьми.

"В нашей музыкальной школе слепые дети учатся играть на фортепиано, баяне, скрипке, духовых инструментах, есть и свой хор. Также ребята изучают теорию, то есть получают полноценное начальное музыкальное образование", - рассказывает Ольга Подгоренко, заведующая учебной частью филиала Охтинского центра гуманитарно-эстетического воспитания для слепых и слабовидящих детей. - Хотя мы не ставим себе цель сделать из каждого музыканта: задача у арттерапии иная, многие наши выпускники продолжают музыкальное образование в училище или вузе. Восемь учеников стали лауреатами двух московских конкурсов юных музыкантов-инвалидов им. Брайля. Ребята много выступают, часто мы даем концерты в домах престарелых, ездим в женскую колонию. И дети понимают, что сами могут принести радость тому, кому, может быть, еще хуже, чем им. Это их буквально преображает, у них появляется уверенность в своих силах. Кроме того, занятия музыкой развивают интеллект, влияют на психомоторное развитие ребенка, поэтому наши дети более эмоциональные, контактные, коммуникабельные, раскованные".

Результаты арттерапии педагоги продемонстрировали на мастер-классах, организованных в рамках конференции. Одна из самых интересных секций (театральная педагогика и театротерапия) прошла в детском доме-интернате Э1 для детей с нарушением интеллекта в Петродворце. В мим-студии при Петербургской общественной организации инвалидов с детства, детей-инвалидов и их родителей "Парус" учатся дети с нарушением слуха. Ведет "урок" актер театра "Лицедеи", старательно объясняет одной из девочек: "Маш, представь себе, как ты идешь по лесу и неожиданно находишь что-то. Попробуй показать". Получается не сразу, но все же девочка - настоящая актриса. Шагает по "лесу", продираясь через "кусты", наклоняется, берет что-то на руки и пытается погладить, хотя это что-то, очевидно, колется. Никому из зрителей не нужно объяснять, что в руках у Маши ежик.

"Мне очень нравится быть клоуном, - сообщает Анечка, - люблю, когда люди смеются". Аня занимается в студии клоунады интерната Э1. Ее раскованности и находчивости позавидовал бы любой цирковой клоун. А теперь на сцене японские миниатюры в исполнении актеров единственного в Петербурге и одного из немногих в России театров, в котором играют люди с синдромом Дауна. Восточная тематика явно пришлась им по душе: мягкие пластичные движения и многозначительные паузы. Роли практически без слов - у многих актеров проблемы с речью, и им гораздо легче выразить себя в движении. Репетиции проходят, конечно, нелегко: нередко актеров подводит память и разучивать роль приходится много раз. И все же это самый настоящий профессиональный театр. И если для кого-то весь мир театр, то для этих людей театр - весь мир.

"Дети сами нас многому учат, - признается Татьяна Платонова, лечебный педагог центра развития ребенка "Росток", где занимаются дети с нарушением интеллекта, - новому взгляду на мир, другому подходу к людям. Например, они воспринимают меня не так все, не по внешнему виду или словам, а по моим поступкам".

"Петербург - город экспертов, здесь много авторов уникальных инновационных педагогических методик, профессионалов, которые работают с такими детьми, - рассказывает Александр Колесин, руководитель Центра творческой реабилитации Гаоорди. - Сейчас в нашем городе существует уже около 16 студий, занимающихся артпедагогикой и арттерапией. Однако, чтобы эта система работала эффективно, необходимо наладить сотрудничество между общественными организациями и государственными структурами. Такие цели хорошо декларировать в День инвалида, но на практике очень часто возникают проблемы, вызванные несогласованностью действий различных ведомств".

Выступившая на конференции Татьяна Голубева, председатель комитета по образованию, отметила, что городу необходимы учреждения нового типа, которые были бы подведомственны нескольким комитетам и где бы с инвалидами работали педагоги, медики, социальные работники. На 20 декабря назначена встреча сотрудников комитета с представителями общественных организаций, работающих с детьми группы риска. "В правительстве города нет ни одного человека, который отмахнулся бы от проблем инвалидов", - сказала Татьяна Голубева.

Мария НАСОНКИНА


[ предыдущая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ