[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 144(2294), 5 августа 2000
SPb Ved gerb

Секунда истории
Сто лет по правилам Любезные петербуржцы-автомобилисты! Вы можете принимать поздравления _ нынче исполняется сто лет, как в нашем городе были введены для вас правила движения.

В общем-то, стремление как-то отрегулировать отношения пешеходов и транспорта имеет давнюю историю. К примеру, Анна Иоанновна именным указом в феврале 1737 года распорядилась, чтобы на лошадях "скоро нигде по городу не ездили", поскольку всякие "невоздержные" "многих пешком ходящих побивают". Велено ею было таковых ловить и отводить в полицию, где лакеев били нещадно кошками, а хозяев штрафовали денежно.

Конный транспорт первый и получил в столице специальные правила, регламентирующие его движение по улицам. Вторыми стали велосипедисты _ в конце прошлого века.

И вот настал черед автомобилей.

Самое любопытное, что появлением автомобильных правил обязан Петербург лицу конкретному, а именно _ начальнику С.-Петербургского округа путей сообщения А. Б. Нагелю.

Это он, "встречая надобность в передвижении чинов округа по городу на автомобилях и приобретая таковой для этой цели", обеспокоился тем, что ничего неизвестно о порядке движения по городу подобного средства сообщения. А потому и обратился, будучи законопослушным, к градоначальнику с предложением составить на сей случай обязательное постановление.

В конце августа 1897 года градоначальник Н. В. Клейгельс передал это пожелание в городскую Управу.

Надо сказать, в то время и для управцев автомобили были в диковинку _ ведь пальцев на руках хватало, чтобы сосчитать, сколько тех было в столице...

И потому для начала специально созданная управская комиссия решила испытать машину в действии "в условиях города".

На Марсово поле был доставлен "шестиместный шарабан с бензиновым двигателем". Испытатели остались удовлетворены: "экипаж" менял скорость, свободно поворачивался, а главное _ мимо проезжавшие лошади его не пугались.

С такими результатами испытаний можно было браться и за разработку правил. Но поскольку задача представала все-таки малознакомой и деликатной, то проект Управа Думе представила только в сентябре 1898 года.

Прогрессивным путейцам, решившим было пренебречь извозчиками и намеревавшимся передвигаться в столице по своим путейским делам на автомобиле, пока только и оставалось, что ждать...

Почти полтора года предложенные правила обсуждались _ последний раз думцы слушали доклад Управы весной 1900 года. Потом над проектом поработал градоначальник.

И наконец _ ура! _ с поправками Клейгельса, от его имени, "Обязательное постановление о порядке пассажирского и грузового движения по городу С.-Петербургу на автомобилях" было опубликовано в трех номерах "Ведомостей СПб градоначальства" за 25, 26 и 27 июля (ст. стиля) 1900 года.

Это означало вступление их в законную силу.

Что же они предписывали?

А вот что.

Петербуржец, достигший 17 лет от роду, приобретший автомобиль и пожелавший на нем ездить, должен был прежде всего обратиться с заявлением о том в Управу. К заявлению прилагались чертеж или фотография автомобиля, сведения о его размере, весе и технических параметрах. Затем управский техник машину осматривал и проверял умение владельца им управлять. Обязателен был медицинский осмотр: близорукость и глухота являлись препятствием для получения разрешения на вождение (поначалу, кстати, собирались включить в число ограничений и ревматизм).

После всего этого получал хозяин автомобиля "особую книжку", которая теперь зовется у нас правами, и номерной знак _ "жестянку".

С этой "книжкой" имел он право ездить исключительно на собственном (но не чужом!) авто по всем столичным улицам, по правой их стороне, "не выпуская во время следования ни дыма, ни пара", со скоростью не более 12 верст в час (12,8 км!), а при поворотах и того меньше...

Предупредительные сигналы следовало подавать рожком с пневматической грушей (первый проект правил предусматривал для этой цели колокольчик, как у лошади)...

Один пункт правил позабавил меня своей формулировкой: "если колеса будут с резиновыми шинами, то таковые должны быть с предохранителями от разбрасывания грязи, в случае изобретения и одобрения таковых".

Это был, так сказать, взгляд в будущее. И вообще надо признать, что составители правил 1900 года сумели уловить тенденцию прогресса _ предусмотрев в них возможность применения автомобилей не только для личного пользования, но и для пассажирских перевозок.

...К декабрю 1902 года в Петербурге выдано было 378 разрешений на управление автомобилями. В 1911 году число зарегистрированных в городе машин увеличилось до 1598 штук.

К сожалению, уже первые столичные автомобилисты не очень считались с установленными для них правилами.

Особенно часто, невзирая на все штрафы и даже отсидки, лихачи"шофферы" превышали скорость движения. И тогда могло случиться такое вот дорожное происшествие, свидетелем которого стал какой-то безвестный фотограф: авто свалилось с набережной в Мойку; прибыла полиция, собрались зеваки...

Наталия ГРЕЧУК Фотография из Государственного архива кинофотофонодокументов Снимок начала 1910-х годов


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ