[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 59(2449), 3 апреля 2001
SPb Ved gerb

После аплодисментов
Когда мы были молоды...

Ныне живущие и здравствующие драматурги справедливо жалуются на театры, где их пьесы не ставят, предпочитая классиков. Ну, с классиками понятно: во-первых, апробировано временем, во-вторых, у публики на слуху, а значит, не надо будет ее уговаривать прийти на спектакль, втретьих, экономия на гонораре. В общем _ масса преимуществ! Однако, пресытясь мировыми шедеврами, режиссеры теперь обратили свои взоры к более "свежему" репертуару.

Посмотрите на афишу этой недели. "Деревья умирают стоя" _ шлягер 1950-х был столь популярен, что название, став крылатым выражением, пережило сюжет. "Смерть коммивояжера" с Юрием Толубеевым в главной роли для многих одно из самых сильных впечатлений театральной юности, пришедшейся на 1960-е. Под псевдонимом "Вор в раю" прячется "Винченцо де Преторе" итальянца Эдуардо де Филиппо, который в свое время соперничал в популярности с Рацером и Константиновым... Авторы пьес, написанных на рубеже XX и XXI веков, конечно, недовольны: теперь хлеб у них отнимают прямо-таки тени соцреализма. Тем не менее в выборе режиссеров есть логика. Они чувствуют, что публике интересны сюжеты и герои "в стиле ретро". Разочарование в современности столь сильно, что люди охотно возвращаются в не слишком отдаленное прошлое, когда "фонтаны били голубые и розы красные цвели".

Даже юные зрители, историческая память у которых довольно-таки коротенькая и которые считаются носителями всего передового, устремленного в будущее, оказывается, выбирают не только "пепси". Скажем, поставили в ТЮЗе новый спектакль _ "Энтин-шоу", состоящий из детских шлягеров на стихи поэта Юрия Энтина. Песенки из "Голубого щенка", "Бременских музыкантов", "Чебурашки" и других популярных мультиков привели аудиторию в неописуемый восторг. Ребята подпевают, вскакивают с мест, приплясывая, хлопают в такт, размахивают лазерными фонариками.

Я-то думала, что они, родившиеся уже после того, как отечественная массовая анимация приказала долго жить, поют совсем другие песни, но, оказывается, они знают и мелодии, и слова наизусть. Музыку угадывают по первым же тактам и взрываются аплодисментами. А поскольку на сцене артисты сами ведут себя, словно дети, _ дурачатся, прикидываются то зверушками, то разбойниками, то обитателями далекой Чунга-Чанги, поют вживую, танцуют до изнеможения (отдельное спасибо выдающемуся педагогу и хореографу Гали Абайдулову), то радостные чувства заполняют театр, кажется, до самых колосников.

Однако длится эта гармония до той поры, пока старые песни ни сменяются новыми, незнакомыми, написанными Энтиным и Тухмановым совсем недавно. Дети недоумевают, скучнеют, возвращаются к обычному театральному способу общения _ толкаются, щиплются, дергают девчонок за косички. Взрослые поглядывают на часы. Как ни современны ритмы, как ни остроумны тексты, но искра взаимопонимания между сценой и залом больше не возникает... В финале, правда, знакомая музыка возвращается, волна энтузиазма вновь окатывает зал. И оттого поклоны идут под грохот аплодисментов, одобрительный свист и улюлюканье. Чем достигается впечатление полного успеха.

Впрочем, если что умеют ставить нынешние режиссеры, так это поклоны. А если идут они под ритмичную фонограмму, то аплодисменты длятся столько, сколько запланировано авторами спектакля, и не зависят от чувств публики. Здесь вступают в силу законы масс-культа, к театру вроде бы отношения не имеющие. Зрители, что называется, сливаются в экстазе. И забывают, что за спектакль показывали им до того. Во времена соцреализма мастеровитые режиссеры умели и слезу выжать из публики, и заставить зал подняться "в едином порыве", включив музыку на полную катушку. Сейчас используют мажор вместо минора, но давят на те же болевые точки.

Еще один пример обращения к "ретро" _ постановка в Театре сатиры старой и не слишком известной пьесы Алексея Арбузова "Мое загляденье", написанной аж в 1969 году. Режиссер Алексей Серов, наверное, еще "под стол пешком ходил", когда ее герои впервые увидели свет рампы. С этим бытом и с этими нравами он знаком по рассказам родителей, по фильмам, стихам и песням. Но стилистику Арбузова режиссер воспринимает совершенно иначе, чем былые постановщики таких знаменитых спектаклей, как "Таня" или "Иркутская история". Не утрачивая черт романтика и мечтателя, драматург предстает как абсурдист.

Собственно, даже в ту пору, когда Арбузов был одним из самых репертуарных авторов советского театра, кое-кому бросались в глаза не только сконструированные ситуации, но и особый язык героев. Драматург намеренно заставлял их изъясняться, как на сцене, а не как в жизни. Говорили они вроде бы прозой, но вообще-то _ почти стихами. Сейчас бытовой язык и вовсе опростился, так что напыщенная фразеология персонажей пьесы "Мое загляденье" звучит почти по-древнеславянски. Реплики иной раз обретают противоположный смысл, а уж поступки... Кажется, еще чуть-чуть и спектакль превратится в пародию, однако не превращается.

Режиссер обозначил жанр как "песни нашего двора" и изрядно "утеплил"

спектакль мелодиями 1960-х. Песни прямо-таки вырастают из диалогов о любви, дружбе и производственных достижениях героев. И зрители, которым вроде бы уже не слишком интересна жизнь людей, веривших, что "и на Марсе будут яблони цвести", умиляются подобно детишкам, пришедшим в ТЮЗ на "Энтин-шоу".

Совершенно иной подход к старой пьесе демонстрирует Вениамин Фильштинский, поставивший "Мать" Карела Чапека в "Приюте комедианта".

Дистанция между нами и людьми, живущими в вымышленной стране накануне второй мировой войны, по существу, уничтожена. Семья как семья. Мать _ хранительница очага и ее сыновья. Отношения в семье образцовые, на зависть. И над каждым сыном мать трясется, будто он единственный. Однако притяженья семьи оказывается недостаточно: один за другим гибнут все ее сыновья. Жестокая жизнь, которую она пытается не подпускать к своему порогу, вторгается непрошеной, и вот уже кованные сапоги грохочут по залу и по сцене...

В зале сидят точно такие же люди, каких описал Карел Чапек. Сыновья и дочери, вечно огорчающие шалостями и непослушанием матерей. Матери, желающие только добра своим детям и постоянно сталкивающиеся со злом. Понятно, что они не могут остаться равнодушными к страданиям героини Ларисы Малеванной. Тем более что актриса не упивается горем, а играет преодоление его. До последней минуты спектакля ей есть ради чего жить, и она, смахивая слезы, кидается на защиту следующего сына...

Несмотря на более чем некассовое название, есть в спектакле "Мать, или Беспокойство мертвых" некая притягательность, заставляющая публику погрузиться в мир, от нас вроде бы далекий. Режиссер создал на сцене удивительно добрую атмосферу, с Долорес и ее сыновьями не хочется расставаться, каждый по-своему интересен. Оттого сугубо рациональный драматургический ход, придуманный Чапеком, _ мертвые не покидают этот дом, они постоянно находятся рядом с живыми, ведут с ними диалог, _ не выглядит устаревшим и наивным.

Не об этом ли пел Высоцкий: "Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие _ как часовые"?.. И когда беда за бедой посещает такую семью, где царит гармония, то невольно задумываешься о том, как все близко: от одной войны до другой, от Чехии до России, от Германии до Чечни.

Обращаясь к пьесам, написанным полвека назад, театр, как выясняется, вовсе не стремится уйти от дня сегодняшнего. Куда от него денешься? Напротив, пытается постичь современность через ошибки истории. А заодно и доставить нам удовольствие: воспоминания ведь не только ранят, но и утешают. На старых фотографиях все выглядят такими молодыми и такими счастливыми...

Елена АЛЕКСЕЕВА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ order viagra super active [url=http://spyappforphones.com/]spying mobile[/url] [url=http://spyappforphones.com/]how spy on cell phone[/url] [url=http://spyappforphones.com/]spy cell phone[/url] [url=http://spyappforphones.com/]how to spy on a mobile[/url] [url=http://spyappforphones.com/]spy on a mobile phone[/url] [url=http://spyappforphones.com/]the mobile spy[/url] [url=http://spyappforphones.com/]spying on mobile[/url]