[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 89(2479), 19 мая 2001
SPb Ved gerb

Тайники мастера Гамбса
Их не было только в стульях...

Последние годы над Петербургом витает дух Остапа Бендера. То и дело выясняются новые факты его биографии, связывающие Великого комбинатора с городом на Неве. Того и жди _ обнаружится, что он вовсе не плод фантазии Ильфа и Петрова, а реальное лицо родом, скажем, с Итальянской улицы, где ему уже успели воздвигнуть памятник. Монумент этот изображает героя рядом с объектом его вожделений _ гамбсовским полукреслом.

Впрочем, сам Остап Ибрагимович, на наш взгляд, все же целиком и полностью принадлежит Одессе. А вот изделие мастера Гамбса действительно могло появиться на свет на этой петербургской улице _ только не в здании, возле которого поставили монумент, а немного дальше, в доме # 17. Именно здесь некогда размещались фабрика и магазин знаменитого мебельщика, а впоследствии и его сына.

Генрих Даниэль Гамбс (1764 _ 1831) приехал в Петербург из прусского городка Нейвид в 1795 году _ вероятно, наслышавшись о пышном дворе императрицы Екатерины II. Явился он с весьма ограниченными средствами, а посему не стал терять времени и оповестил горожан через "Санкт-Петербургские ведомости" о своих планах: "Механик Гамбс, обучавшийся своему художеству у Давыда Рентхена в Нейвиде, честь имеет известить почтенную публику, что он откроет сего Ноября 22 числа по Невскому проспекту против Казанской церкви в доме господ Еропкиных под # 297 магазин для продажи всяких мебелей. В рассуждении потребы знатного капитала, как для сего заведения так и для содержания фабрики, имеет он производить продажу не иначе как за наличные деньги, напротив же того обещает продавать все за самые сходные цены".

Помимо мебели магазин Гамбса торговал также "электрическими машинами", воздушными насосами и прочими вещами, свидетельствовавшими о разносторонних талантах их изготовителя. Он недаром называл себя механиком: применение этой стороне гамбсовского таланта нашлось в разнообразных тайниках, оснащавших его бюро и секретеры; в свое время в них было укрыто немало драгоценностей.

Дела пошли хорошо, и через четыре года Гамбс перебрался в более аристократическую часть города _ на Большую Морскую улицу, где открыл мебельную лавку в нынешнем доме # 23. К тому времени он уже прочно встал на ноги: можно было подумать и о женитьбе. Подругой жизни Генриха стала дочь "цесарского" то есть австрийского дворянина Антона Венкера фон Данкеншвейля, который промышлял в столице портняжным делом и сумел заработать порядочное состояние, включающее два каменных дома _ на Невском, 46, и Итальянской, 17.

Брак с Шарлоттой Антоновной укрепил материальное положение Гамбса, позволив вдобавок перевести свое заведение в дом тестя на Итальянской: там Генриху суждено было прожить до самой смерти.

Спустя полтора десятка лет слава мастера достигла расцвета: он удостоился звания придворного механика, и ему разрешено было разыгрывать изделия своего ремесла в лотерею. Вот одно из газетных объявлений тех лет: "С дозволения правительства разыгрываться будет большая лотерея, изо 100 выигрышей состоящая и во 100 тысяч рублей оцененная.

Выигрыши можно видеть ежедневно ...с 9.00 утра до 6.00 вечера, а равно и билеты по 5 р. получать на фабрике Придворного Механика Гейнриха Гамбса... Сии выигрыши ...состоят из собрания прекраснейших вещей и великолепнейших мебелей. Главный выигрыш _ Архитектоническо-Механическое музыкальное бюро с позолоченною бронзою".

Многие из работ Гамбса того времени, выполненные по рисункам В.

Бренны и А. Воронихина, украшали царские дворцы _ и до сих пор их можно видеть, например, в Павловске. Это подлинные шедевры мебельного искусства.

У Гамбса родились трое сыновей; старший из них, Петер, продолжил дело отца, который скончался в 1831-м (возможно, от свирепствовавшей в тот год холеры). На долю сына выпала нелегкая задача поддерживать высокую репутацию фирмы. А в том, что она была таковой, лишний раз убеждают слова И. Пушкарева, автора книги "Описание Санкт-Петербурга", вышедшей через несколько лет после смерти мастера. В главе о мелкой промышленности он пишет: "Из множества мебельных мастеров прежде первенствовал над всеми покойный Гамбс, ...отличный художник в этом роде, и мебели его славились красотою и прочностию".

Увы, Петеру не удалось поддержать былое реноме. Уже через пару десятилетий фабрика Гамбса, очевидно, не выдержав растущей конкуренции, прекратила существование. Подробностей об этом времени сохранилось немного; известно лишь, что именно в те годы дом на Итальянской был перестроен _ по проекту начинающего архитектора Г. Боссе. Возведенное тогда зодчим двухэтажное здание на высоких подвалах (третий этаж надстроили в конце ХIХ века) во многом сохранил свой наружный облик до наших дней.

...Ну а медная дощечка, которую обнаружили Остап Бендер и Киса Воробьянинов в недрах одного из 12 стульев ("Этим полукреслом мастер Гамбс начинает новую партию мебели, 1865 г. Санкт-Петербург") является чистейшим анахронизмом: до 1865 года предприятие Гамбса просто не дожило. Впрочем, это ничуть не вредит художественным достоинствам романа: писатели имеют право на вымысел!

Анатолий ИВАНОВ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ order ventolin [url=http://spyappforphones.com/]how to spy mobile phone[/url] [url=http://spyappforphones.com/]mobile phone spying[/url] [url=http://spyappforphones.com/]cell spy phone[/url] [url=http://spyappforphones.com/]spy on cell phone[/url] [url=http://spyappforphones.com/]spy cell phone[/url] [url=http://spyappforphones.com/]mobile spy[/url] [url=http://spyappforphones.com/]mobile phone spy[/url]