[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ сегодня в номере ] [ поиск ]

Телеком пресс N 12(12), 1 декабря 1996

Киноэротика: КАЖДЫЙ ВЫБИРАЕТ ПО СЕБЕ...

Дмитрий ЗАХОЖИЙ

Нет сомнения в том, что большинство эротической кинопродукции, попадающейся на петербургских прилавках, внимания не стоит. Нет, однако, сомнения и в том, что среди бесчисленных пустышек можно отыскать шедевры, признанные во всем мире образцами киноискусства. Совершенно очевидно, наконец, и то, что любителей эротического кино у нас, как и во всем мире, предостаточно.

Во избежание грядущих проблем, сразу поясним одну тонкость. Порно - определение, которое на Западе традиционно часто распространяется на все виды кино о сексе: и те, что именуются у нас эротикой, и те, что и у нас зовутся порно. Есть только градации: софт - мягкое, типа "Эммануэль", хард - жесткое, с подробной детализацией происходящих процессов.

"Эммануэль" вспомнилась не случайно. Это сладковатое кино с кукольной Сильвией Кристель, снятое в 1974 году, было в момент своего выхода на экраны катализатором сексуальной революции. С него, собственно, и началась в Европе эра порно. "Эммануэль" первой попала на экраны кинотеатров и прорвала завесу молчания и запретов.

Сейчас и первый фильм, и последующие в этой длинной серии смотрятся уже некоторым анахронизмом на фоне новейших достижений.

Революцию в американском хард сделал почти одновременно с "Эммануэль" фильм "Глубокая глотка" с прославившейся повсеместно Линдой Лавлейс. В этом фильме Линда продемонстрировала виртуозное владение собственным горлом и утвердила новые стандарты орального секса. Не случайно многие американские секс-учебники следующих лет содержали в себе советы, как достигнуть на дому путем нелегких и длительных тренировок подобного владения собой ("вначале Вас будет тошнить, но вы не сдавайтесь..."). Не знаю, дошел ли этот фильм до России. Впрочем, если и нет - это вряд ли стоит сожалений.

Настоящим шедевром эротического кино стал фильм японца Нагисы Осимы "Коррида любви" (1976). Представленный на Каннский фестиваль, он вызвал грандиозный скандал и не был допущен к конкурсу ввиду того, что некоторые его сцены относятся к разряду порнографии. Однако уже через несколько лет стало ясно, что фильм этот - безусловный шедевр. Большинство критиков ставят ему высший балл, называют лучшим эротическим фильмом в истории кинематографа и склоняются сейчас к тому, что фильм этот - не поверхностное изложение любовной истории с большей или меньшей степенью откровенности, а философское исследование.

Еще одна легенда эротического кино - "Калигула" Тинто Брасса (1977), продающийся у нас обычно под скромной вывеской "исторический фильм". Снятый на деньги "Пентхауза" фильм состоит как бы из двух частей: действительно исторической и эротической. Великолепно играют актеры, во главе которых Малколм Макдауэлл; сокращенная версия фильма, где нет самых скандальных эпизодов, производит сильное впечатление. Во вставных секс-эпизодах снималась многочисленная массовка. Крупным планом - увлеченные римлянки-предшественницы Линды Лавлейс, сцены гомосексуальных контактов и так далее: в "Калигуле" представлено, пожалуй, большинство известных вариантов. Все это как иллюстрация к нравам времен упадка Римской империи.

"Калигула" в полном варианте был запрещен. Сценарист Гор Видал, увидев итог своих трудов, убрал свое имя из титров. Два года борьбы продюсера за выход фильма на экран привели к созданию сокращенной версии.

"Калигула" дал старт долгой карьере известного мастера эротического кино Тинто Брасса. Вернувшись в Италию, он снял огромное множество фильмов, оцененных разными знатоками по-разному. Читатель может составить и свое мнение: не так давно НТВ и другие каналы прокатили по нашим экранам несколько фильмов Тинто.

Еще одна знаменитость - Залман Кинг. Он и сам снял несколько эротико-романтических картин, и продюсировал немало. (Под его крылом, например, приобщился к киноэротике такой известный режиссер, как Тед Котчефф, автор первого "Рэмбо", он снял одну из частей "Дневника девушки в красных туфлях".) Самая известная работа Кинга - "Дикая орхидея" (1989), где Микки Рурк и Кэри Отис, его жена, демонстрируют неукротимость страсти. Сравнительная откровенность сцен сочетается в фильмах Кинга с романтическим ореолом, который так нравится молодым девушкам.

Рурку довелось сняться еще в одном классическом эротическом фильме: это были "Девять с половиной недель" (1985), продюсером которых являлся тот же Кинг (режиссером - Эдриан Лайн, автор "Непристойного предложения"). Дуэт Рурка с Ким Бэсинджер прославил обоих повсеместно.

До сих пор мы говорили о знаменитых картинах. Но их - единицы. Большинство составляют малобюджетные работы посредственных режиссеров и актеров. В худшем же варианте нет ни тех ни других: просто люди развлекаются в свое удовольствие перед камерой - вот и все кино.

Популярный маневр создателей киноэротики - "перефразировка" известных сюжетов и фильмов. "Любовные скачки Зорро" почти полностью (за исключением ряда сцен) следуют известному фильму 70-х годов о герое прерий. Невероятно тупой фильм рассказывает о приключениях нового Буратино - здоровенного мужика, с восторгом встречаемого скучающими дамами. "Эротические приключения четырех мушкетеров", выпущенные даже на лицензионных кассетах,- полная чепуха с точки зрения истории и режиссуры.

Другая плеяда - огромный выводок фильмов об отдыхе неких "девочек". Почему-то лидируют шведки: то работают они на бензоколонке ("Шесть шведок на бензоколонке"), то куда-нибудь едут. Едут и другие: "Девушки в автомобиле", например. А если и не едут, то усиленно отдыхают, чередуя теннис и купания с сексом.

Отдыхают и "мальчики". То это сантехник, то представитель какой-либо другой профессии, позволяющей заходить в дома и квартиры, непременно находя там скучающих дамочек, жаждущих любви.

Эротическая комедия - жанр особый. Врасплох застигнутый любовник прыгает из окна и попадает головой в сугроб. Его голый зад торчит, разумеется, наружу - разве не смешно такое положение? Если Вам не смешно, то не смотрите эротических комедий - они не для Вас.

Всех фильмов не перечислишь, всех порнозвезд не упомнишь. Разве что Трейси Лордс прославилась в последнее время больше других: она снялась во множестве самых откровенных картин, но вдруг обнаружилось, что ей в момент столь активной работы не было еще 17 лет. Картины стали уничтожать, Трейси на волне шума пошла в гору. Сейчас она снимается уже в обычном кино - карьера сделана.

Чтобы окончательно разобраться с эротикой, ответьте себе на два вопроса. Первый, разумеется, смотрите ли Вы или хотите смотреть эротическое кино. Если вы отвечаете "да", то попробуйте определиться со вторым вопросом: зачем вы его смотрите.

Как-то было опубликовано наблюдение: эротику (софт) смотрят для того, чтобы расслабиться, более жесткие фильмы (хард) - для того, чтобы возбудиться.

При всем богатстве выбора другой альтернативы нет. & символ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ